Воскресенье, 7 декабря, 2025

Инклюзивное образование

«Развитие инклюзивного образования в  КГУ «Заречная школа-лицей отдела образования Костанайского района» 2024-2025 г.

Воспитательно-образовательный процесс в школе осуществляется согласно нормативно- правовым актам в сфере инклюзивного образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование для всех детей. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и др.

С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ООП в школе организована работа Психолого-педагогического сопровождения (ППС). Деятельность ППС      ведется в соответствии с Положением утвержденным Национальной академией образования им. И.Алтынсарина

  • В школе 27  обучающихся с особыми образовательными потребностями.
  • Обучение на дому организуется школой, в которой обучается ребенок. В Заречной школе-лицей  7 учащихся обучаются на дому. Это ученики 1, 3, 4,9 –х классов.

Школа  организует обучение на дому согласно справки  ВКК с рекомендацией обучения на дому и заявления законного представителя ребенка. 

  • Каждым учителем, преподающим на дому, ведется дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми.
  • Дневник ведется регулярно, в соответствии с расписанием, и является необходимым материалом для последующей работы учителя: составления полугодового отчета о качестве пройденного материала, годовых психолого-педагогических характеристик, мониторинговых таблиц и т.д.

Администрация школы осуществляет контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ и методикой индивидуального обучения. Данный вопрос рассматривается 2 раза в год (октябрь, февраль) на внутришкольном контроле, а также на педагогическом совете по итогам года с заслушиванием учителей-предметников для перевода в следующий класс.

Коррекционная работа нацелена на обеспечение достижения каждым ребёнком того уровня развития, который соответствует его потенциальным возможностям. Во время внеурочных мероприятий обучающиеся с ООП активны и заинтересованы в процессе, проявляют себя с положительной стороны.

Эффективная комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья позволила предупредить появление дальнейших отклонений, корригировать уже имеющиеся, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, а впоследствии и образования, а также более успешной интеграции в общество.

Таким образом, говоря об эффективности инклюзивного обучения, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который осуществляется с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В течение года педагоги прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образования в «Академическом центре Start»,  «Инновационное образование», НЦПК «Өрлеу» и другие. В итоге с 2024-25 учебном году  курсы  инклюзивного образования  прошли 76 педагогов, что составило 100% (доля учителей, работающих в  данных классах) и имеют сертификаты по инклюзивному образованию.

Педагоги компетентны в области работы с такой категорией детей, планируют свою педагогическую деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, осуществляют индивидуальный подход, основанный на реальных достижениях детей, используют дифференцированные задания и обширный наглядный материал, который развивает мотивационную сферу детей, проводят постоянную смену видов деятельности на каждом этапе урока.

Прослеживается толерантное и уважительное отношение сверстников к детям с ООП, взаимопомощь и поддержка, что, безусловно, является достижением работы педагогов.

Ожидаемым результатом работы является:

  • положительное отношение ученика к школе, учителям, одноклассникам;
  • академическая успешность в рамках программы;
  • социальная адаптация ученика.
  • Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) – системно организованная деятельность, в ходе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.